№ 3

Отрывок из 11 главы «ОСОБЕННОСТИ ФАМИЛИЙ»

 Фамилии церковнослужителей в 18 и в начале 19 века довольно часто менялись. С чем это связано? В клировых ведомостях Елабужского, Сарапульского, Малмыжского, Яранского уездов мы вообще не видим фамилий, указывалось лишь то, чей он сын. Это создавало сложность в идентификации той или иной личности.
Итак, чтобы избежать путаницы, однообразия в фамилиях, руководство духовных училищ, семинарий и академий (не только в Вятской епархии) стало предлагать ученикам обозначить фамилию или сменить, если она неблагозвучная, не соответствует статусу. Процесс этот шёл довольно активно. Сохранились интересные воспоминания о том, как вятские священнослужители Тихоницкие получили такую красивую фамилию:

«Митрополит-экзарх, в миру Вячеслав Михайлович Тихоницкий, родился 22 марта 1873 года в семье священника города Орлова. Старый священнический род их принадлежал к тому народному местному слою, который не имел устойчивых фамильных прозваний и получал их только в своей духовной школе… Новыми фамилиями обычно при самом зачислении в школу 10-летних мальчиков крестили начальники, «ректоры». В данном случае ректор уездного училища Вятки привезённого в 20-е годы 19 века в сдачу на бурсу деда владыки Владимира спросил:
– Как твоя фамилия?
– Фёдоров.
Спросил следующего, и тот случайно тоже оказался Фёдоровым. Но когда среди поступающих оказался третий Фёдоров, ректор, по обычаю, дал им новые фамилии. Ректорское творчество не было достаточно остроумным и грациозным. Он сказал деду: «Ты поклонился мне тихо, низко, поэтому будь Тихонизким». Эстетическое чутьё переработало затем фамилию в Тихоницкий… Они дали нам длинную вереницу тихих, кротких, долготерпеливых и святых строителей земли русской» (А. Сухих. Вспомнить поимённо. Книга 6. Стр. 89).

Но на некоторые вопросы дол го не могла найти ответы. Почему старшие сыновья лопьяльского священника Андрея Григорьевича Верещагина (1792) в 1835 году были записаны под фамилией Волницкие, а в более поздних клировых ведомостях значились только как Верещагины? Почему сын священника Евфимия Аверкиевича Трапицына (1794), священник Виктор Евфимович (1820), носил фамилию Победоносцев, а внук Константин Викторович вновь значится в селе Верхняя Игра Трапицыным?
Ответ нашла в очень интересной и полезной статье «О перемене фамилий учащихся в духовных школах», напечатанной в 28 номере «Вятских епархиальных ведомостей» за 1914 год. С одной стороны, автор В. Мышкин подтверждает, что смена фамилий в духовных училищах была необходима, чтобы различать учеников: «… в 1820 году с прозванием Мышкиных в здешних училищах было около 60 учеников». Подтверждает, что новые фамилии часто давались «по личному приказанию бывшего на Вятке Преосвященного Кирилла, который именно приказал открыто в училищах, чтобы здешние кержатские (собственные Его слова) прозвища были переменены на другие». Всё это происходило и под влиянием духовных академий, где тоже своим воспитанникам советовали менять простонародные фамилии. С другой стороны, у тех, кто сменил фамилию, начались проблемы. Так, Николай Петрович Садинский «не мог быть произведён в чин коллежского регистратора по случаю разного прозвания с отцом его, священником села Садинского Петром Яковлевичем Курочкиным». Потребовалось множество справок, чтобы доказать, что Николай Садинский действительно сын умершего священника Курочкина. А сколько недоразумений было с выписками из метрических книг! В них ведь новые фамилии не значились. С разными фамилиями оказались не только отцы, но и родные братья. Такие примеры приводились выше.
А сколько проблем возникает у каждого исследователя своего родового древа из-за смены фамилий у своих предков! Я, например, была уверена, что нашла всех Курочкиных: и Завойских, и Щедринских. Оказалось, что и Захаровы, и Рассветовы, и Скипетровы – это тоже Курочкины. Обидно, что узнала об этом поздно, когда многие клировые ведомости и «Вятские епархиальные ведомости» мною были просмотрены, поэтому допускаю, что не все представители этих фамилий мною найдены.
Было предложено вернуть отцовские фамилии, но сделать это механически уже было невозможно: многие выпускники были посвящены в духовный сан. Нашли компромиссное решение. 3 февраля 1836 года был опубликован список учеников, которым были возвращены «родовые прозвания», чтобы не было разночтений с фамилиями братьев, поступивших в духовные заведения позже и записанных под исконной фамилией предков. В этом списке и сыновья А.Г. Верещагина. Те же священники, которые уже давно носили новообразованные фамилии, под ними и остались, так что родных братьев, отцов и сыновей с разными фамилиями в Вятской епархии много.
Путаница с фамилиями продолжалась. Указ Святейшего Синода за № 10437 от 9 сентября 1857 года закрепил решение давать воспитанникам духовных школ только отеческие фамилии, иначе разрушались родственные связи, возникала путаница в официальных документах. «Дети должны сохранять фамилии своих отцов»,– говорилось в этом указе. Теперь, чтобы сменить фамилию, необходимо было специальное разрешение.

  • «Священнику Вятской Владимирской церкви Никандру Янкевскому согласно его прошению дозволено Его Преосвященством переменить фамилию и именоваться ВЛАДИМИРСКИМ по наименованию церкви, при которой он служит» (ВЕВ.1867.№17).
  • «Указом Святейшего Синода от 8 марта 1907 года за № 2777 Государь Император Высочайше соизволил разрешить диакону церкви села Белоезерья Орловского уезда Вятской епархии Диомиду Меринову с семейством именоваться впредь по фамилии АНДРЕЕВСКИЕ» (ВЕВ.1907.№12). Фамилия Меринов, конечно, крестьянская, что подтверждается документально: «Сын крестьянина села Шевнино Уржумского уезда Андрея Меринова – Диомид (1872) – стал псаломщиком в селе Боровица Орловского уезда». Только не надо путать эту позднюю фамилию с известной священнической династией Андреевских, связанных с селом Верхосунским Нолинского уезда. Интересно было прочитать объяснение, данное Д.А. Мериновым Вятской консистории в 1906 году, почему он пожелал изменить свою фамилию «Меринов» на «Андреевский»: «…последняя не будет служить поводом к глумлению» (ГАКО.237.1.256.Л.750-об.). Знаю, что после того, как Святейший Синод удовлетворил ходатайство диакона, он подстраховался: перевёлся служить в Уржумский уезд. К сожалению, переход в духовенство стало для крестьянского сына роковым событием: священник села Елембаевского Андреевский Д. А. 6 октября 1929 года был арестован и приговорён к расстрелу, но в 1931 году расстрел заменили ссылкой. У священника к тому времени было четыре сына.