№ 2

Отрывок из 7 главы «ДОХОДЫ И РАСХОДЫ»

Многие священники, сами испытывая нужду, не могли пройти мимо чужой беды. Каждый сельский священник то и дело слышал просьбы прихожан:
– Батюшка, дай пять рублей до осени, на лошадь не хватает.
– Отец родной, подожди деньги за похороны жены. Сын вернётся с заработков, сразу отдам.
Члены причта не могли спокойно слышать стоны и видеть слёзы людские. Если бы были богаты, сотни рублей раздали бы. Не имея возможности помочь деньгами, помогали советом, добрыми делами, находили тех, кто эти деньги имел.

  • Вот типичная история – «Ценность хлеба» (ВЕВ.1909. №4). Вдова Дарья Куртина в деревне Носки 8 сентября 1908 года отмечала новоселье. Полгода назад Дарья осталась после смерти мужа с тремя ребятишками без куска хлеба. Их избушка, вросшая в землю, совсем разрушилась. Пришлось Дарье идти по миру «в кусочки», чтобы накормить голодных детей своих. Батюшка поведал о горькой судьбе Куртиной прихожанам, и добрые люди откликнулись, собрали 70 рублей, столько же дал один благодетель. Сосед Павел Иванович подарил осиротевшей семье телёнка. Батюшка много раз ходил пешком в деревню, чтобы следить за строительством новой избы. Всю жизнь, наверное, молилась Дарья за своего священника и детям наказала. Он для них – батюшка.
  • Разве не заботой о крестьянах говорит поступок священника села Копки Малмыжского уезда П.М. Макарова? Пётру Макариевичу Макарову (1831) «указом Вятской духовной консистории от 27 февраля 1869 года за № 1310 изъвлена благодарность за то, что он своими благоразумными советами и увещеваниями не только искоренил в своём приходе у поселян все предрассудки против оспопрививания, но даже при скудных своих средствах в 1868 году за 48 рублей серебром содержал оспопрививателя Иосифа Исаева, который привил от оспы 148 младенцев, так как в сем селе от земства не было особых оспопрививателей» (ГАКО.237.70.790.Л.259).